Франца Кафка / Franz Kafka (1883–1924 г.)
Для понимания творчества Кафки необходим ключ, который можно найти в его дневниках. Неврозы, страхи, склонность к самоубийству, постоянная депрессия с бессонницей, апатия, хронические заболевания, неуверенность в себе и болезненное восприятие окружающего мира — все эти качества хорошо задокументированы в его дневниках. Это отрешённый от внешнего мира и замурованный в собственной личности человек, который очень мучительно переживал свою неспособность приспособиться к жизни.
Бессильная ненависть, тревога, дискомфорт, невысказанные возражения и внутренний бунт превращались в творческие акты, в процессе которых создавались целые миры. Миры насквозь невротические, полные смятения и подавленного страха! Одна из особенностей произведений Франца состоит в полной беспомощности главных героев — фатальная безрезультатность борьбы. Малейшее усилие освободиться еще туже затягивает удавку; все усилия героев вырваться из засасывающей трясины, ведут лишь к ухудшению ситуации.
Франц Кафка гениален в том, что он не просто вывернулся на изнанку и создал внешний мир из того, что у него было внутри, а создал целую вселенную и всякую мельчайшую деталь отразил на бумаге. Он один из первых пережил это новое состояние — существование без надежды в мире абсурда, и один из первых сумел найти для своих переживаний язык, способный их передать.
Начало психологических провалов кроется в конфликте с отцом, который не мог понять сына и устраивал травлю писателя. Франц в письме к отцу пишет: «Из-за тебя я потерял веру в себя, взамен приобрел безграничное чувство вины». И увлечение писательством в его семье не поощрялось. Когда отец стал настаивать, чтобы сын работал еще и в его лавке, а не занимался ерундой, тот решился на самоубийство и написал прощальное письмо Максу Броду, который в последний момент спас его. (Ещё он спас часть произведений Кафки, ибо тот завещал их сжечь)
Писатель был в отношениях с женщинами, но каждый раз разрывал помолвку и отношения становились болезненными. Причины такой нерешительности Кафка формулирует точно: «Я люблю её, насколько способен, но любовь душат страх и самобичевание». А встречам с девушками предпочитал письма, весь корпус посланий составляет 716 страниц. Смысл своей жизни видел только в занятиях литературой и, как признавался в одном из писем: «литература – это я сам, это моя плоть и кровь, и быть другим я не могу». А вообще, я думаю, что мы бы сдружились.